Перейти к основному содержимому

Технология (Рабочий процесс) подготовки макета для печати полиграфической продукции. Часть 1.

Андрей Аксёнов

Не секрет, что сейчас издательства и индустрия печати претерпела значительные изменения. Методы обработки документов PDF также не стоят на месте. На место традиционного процесса, когда издание готовилось под определённые условия печати, пришла модель многоканальной публикации. Рабочие процессы в издательствах более не привязываются к условиям публикации в СМИ.

Обработка PDF. Вчера, сегодня, завтра.

Правильный рабочий процесс создания публикации подразумевает создание макета документа для различных каналов потребления - печать, публикация в интернет, передача в виде файла для чтения / просмотра.

В последнее десятилетие PDF стал стандартом де-факто для допечатных процессов. Большинство современных RIP-решений поддерживают встроенную поддержку отрисовки PDF; они больше не конвертируются внутри в PostScript. Поэтому необходимо использовать все возможности PDF, встроенные в современные RIP. Использование встроенного рендеринга PDF дает реальные преимущества по сравнению с рабочим процессом, зависящим от преобразования в PostScript. Далее я опишу эти преимущества.

Существует по крайней мере два подхода к процессу подготовки макета публикации.

  • Подготовка под конкретный процесс печати: все изображения должны быть преобразованы в CMYK в определённый способ вывода (output intent). Выбранный метод печати является ключевым при обработке изображений и элементов, помещаемым в публикацию.
  • Медиа независимый (публикация не готовится и не оптимизируется под конкретные условия печати): изображения не преобразуются в CMYK, они сохраняются в своем исходном цветовом пространстве RGB при вёрстке публикации. Во время экспорта свёрстанной публикации в PDF, либо на определённом технологическом шаге всё содержимое преобразуется в CMYK под оговоренные условия печати.

В современных условиях в обоих подходах, векторные и текстовые элементы размещаются в CMYK (а для некоторых рабочих процессов возможно использование смесевых цветов). Всегда используйте значения CMYK, которые соответствуют или оптимизированы для предполагаемой техники печати или цели вывода. При сомнениях необходимо уточнить всё в типографии, может быть сделать цветопробу.

Рабочие процессы, в которых все элементы (текст, вектор и изображения) являются медиа нейтральными (RGB) в настоящее время считаются слишком рискованными для печати и непрактичными. Независимо от метода, выбранного для изображений, сам документ макета всегда будет ориентирован на печать или другой медиа носитель.

Примером спецификацией PDF, позволяющей использовать медиа-нейтральные данные RGB изображений служит спецификация Ghent Workgroup GWG2015. Здесь векторные макеты (иллюстрации) и текст по-прежнему должны быть подготовлены в CMYK. И лишь эта зависимость от CMYK для не растровых изображений, делает это решение всё ещё не полностью медиа-нейтральным.

Тем не менее всё это позволяет в рамках указанного процесса создавать PDF для электронных публикаций. Проще становится создавать PDF макеты для альтернативных процессов печати на любом этапе рабочего процесса подготовки публикации. Использование расширенной гаммы цветов RGB для методов цифровой печати также полностью подходит под рассматриваемый подход.

Сейчас в индустрии графического дизайна практикуют хранение и использование изображений в медиа-нейтральном формате (например, сетевые банки изображений). Это полностью соответствует рассматриваемому здесь процессу. Так изображения остаются в режиме RGB на протяжении большей части рабочего процесса.

Развитие спецификации (и в частности от Ghent Workgroup) видится в использовании не только медиа-нейтральные изображений, но и в поддержке полностью медиа-нейтральных документов. Это особенно важно для современных издательских каналов (вроде публикации для сети, мобильных телефонов и планшетов), где в идеале нейтральными для СМИ будут растровые изображения, текст и иллюстрации.

Необходимо быть в потоке быстро меняющейся среды печати и публикаций. Иметь ввиду новые технологии, но при этом всё должно быть надежно реализовано в рамках используемых обычных рабочих процессов.

Общий обзор процесса подготовки макета для печатной продукции

Макет издания в общем виде формируется из следующих составляющих.

  1. Получение, создание и/или редактирование растровых изображений для макета.
    Используются программы для работы с растровой графикой, вроде Adobe Photoshop.
    Результат: файлы растровой графики в специфичном для процесса формате (*.tiff, *.psd) в цветах RGB или CMYK, либо специфичные для медиаиндустрии (*.jpg, *.gif, *.png) в цветах RGB.
  2. Получение, создание и/или редактирование векторных изображений для макета.
    Используются программы для работы с векторной графикой, вроде Adobe Illustrator или CorelDRAW.
    Результат: файлы векторной графики в специфичном для процесса формате (*.eps, *.ai) в цветах CMYK под условия печати.
  3. Вёрстка и дизайн (получение, создание и/или редактирование).
    Используются программы для вёрстки, вроде Adobe InDesign, QuarkXPress либо CorelDRAW.
    Результат: пакет файлов вёрстки в “родном” для программы формате в цветах CMYK.
    Экспорт файла PDF (в стандарте PDF/X), используя рекомендуемые для процесса печати / публикации настройки.

Преобразование цвета на раннем, промежуточном и позднем этапах подготовки макета

Здесь под преобразованием цвета рассматриваем процессу преобразования цветового пространства в рабочем процессе (например, из RGB в CMYK) под однозначно определённые условия печати.

Хотя термин преобразование цвета часто используется в допечатных процессах, здесь он относится к преобразованию цветов растровых изображений и макета целиком.

Для типичного рабочего процесса подготовки публикаций к печати преобразование цветов возможно на трёх этапах работы с макетом:

  • раннем;
  • промежуточном;
  • позднем.

Любая технология подготовки макета в печать подразумевает процессно-зависимый обмен данными. То есть, документы всегда подготавливаются для конкретного условия вывода, процесс (с определенным способом вывода / output intent в CMYK).

Ранее говорилось, что все векторные или текстовые элементы в PDF помещаются в CMYK, оттенках серого или в виде плашечных цветов.

Последующее обсуждение ограничивается практикой для растровых элементов (изображений), потому как, в рамках современных подходов, лишь они могут быть размещены в пространстве RGB, и требовать (или не требовать, для отдельных процессов) дальнейшего преобразования в CMYK.

Преобразование на ранних этапах

Растровые изображения преобразуются в CMYK сразу после фазы коррекции и ретуши, например, в Adobe Photoshop. При этом необходимо полностью контролировать преобразование цветов, выбрав профиль ICC, метод преобразования и т. д.

Преобразование изображений в начале рабочего процесса (раннее) является традиционным и консервативным способом работы. Как плюс здесь предполагается полный контроль над цветоделением в CMYK. Недостаток в том, что требуется создание отдельных изображений под каждое условие печати. И главное – необходимо сразу знать эти условия, что не всегда возможно.

При конечном экспорте в PDF в настройках экспорта необходимо отключить выполнения каких-либо преобразований цвета! Все преобразования уже (должны быть) сделаны на этапе подготовки изображений, а преобразование цвета под те же условия печати настраиваются в программе вёрстки макета. Эти настройки будут приведены и разобраны далее.

Преобразование на промежуточном этапе

Изображения корректируются и остаются медиа независимыми (RGB), и в том же виде размещаются при вёрстке в макете. Преобразование в CMYK происходит при создании PDF-файла из приложения вёрстки (они преобразуются из ICC исходного профиля RGB в ICC профиль CMYK документа). Здесь также поддаются контролю параметры преобразования посредством настроек работы с цветом программы вёрстки (настройка цветов создаваемого или полученного документа) и через настройки экспорта PDF. И конечно, нужно просмотреть созданный PDF.

Преобразование на поздних этапах

Всё также, изображения корректируются и остаются медиа независимыми (RGB), и в том же виде размещаются при вёрстке в макете. Но при этом, они в неизменном виде, в RGB помещаются в PDF. Для соблюдения правильности цвета, все изображения связываются со своими исходными профилями ICC. Окончательное преобразование в CMYK производится на соответствующем этапе рабочего процесса. И здесь вы уже не имеете практически никакого контроля над настройками преобразования.

При конечном экспорте в PDF в настройках экспорта необходимо отключить выполнения каких-либо преобразований цвета! Все изображения уже (должны) имеют встроенные профили (RGB), а цвета под условия печати настраиваются в программе вёрстки макета.

Рекомендации по выбору этапа преобразования

Рекомендуется использовать преобразование цветовых моделей на промежуточном этапе. Таким образом используется одно изображение RGB (исходное) в качестве основного и единственного файла. Это помогает избежать путаницы, связанной с использованием не тех изображений для определённых условий печати. Преимущество в том, что изображения RGB автоматически преобразуются в правильные условия печати, которые контролируются настройками внутри макета документа. Можно запросто изменить цель экспорта PDF, при необходимости. Например, печать газеты на мелованной и офсетной бумаге: 

  • изначально необходимо выбрать одно из условий печати (например, листовой офсет для мелованной бумаги), настроив работу цвета под них в программе вёрстки. 
  • создать макет и выполнить экспорт в PDF под выбранные условия печати.
  • преобразовать макет документа в профиль под другие условия печати (в Adobe InDesign выбрав команду Редактировать > Преобразовать в профиль), в нашем случае офсетная листовая печать на офсетной бумаге.
  • экспортировать в другой PDF документ под изменившиеся условия печати, выбрав профиль экспорта, опять же, под листовую печать на офсетной бумаге.

Просто имейте в виду, что векторные элементы и текст всегда готовятся для конкретного условия печати. Как правило, требования к ним не меняются для разных условий печати (чёрный текст всегда печатается в одну чёрную краску и т. п.).

При преобразовании на промежуточном этапе в фокусе находятся настройки макета вёрстки, где важно проверить настройки цвета, используемые профили документов (назначение вывода) и настройки или стили экспорта.

Преобразование изображений на ранней стадии необходимо использовать если:

  • Требуются корректировки изображения именно в режиме CMYK (соблюдение фирменных цветов и т. п.).
  • Преобразование должно быть сделано с использованием определенных оговоренных настроек.
  • Используется исходный профиль, который создает определенный, в основном черный цвет (текста, тонких линий или заливок) или отражает те же основные условия печати (общее цветоделение). Обычно это необходимо для документов, создаваемых из приложений Microsoft (документы MS Word, презентации, таблицы Excel).

При преобразовании цветов на раннем этапе внимание рассредотачивается между соблюдением правильных настроек растровых изображений  и соотнесением их с настройками макета, в котором они используются.

Преобразование на позднем этапе как правило используется в хорошо отработанных технологических процессах, где обязательно должен быть этап проверки макетов.

О проверке макетов

Нужно сказать, что проверка макетов должна обязательно присутствовать. Каким бы способом вы не передавали макет в печать. Ведь в большинстве случаев, в передаваемых макетах не соблюдается множество условий, основные пожалуй следующие:

  • Векторные объекты и текст зачастую присутствуют в любых цветовых пространствах (RGB, индексированные цвета для интернета и т. п.), а не в приемлемых CMYK, оттенках серого или в виде плашечных цветов.
  • Отсутствует используемый в типографии (если он там вообще имеется) способ вывода CMYK, либо установлен неправильный.
  • Не соблюдается требования к геометрии элементов макета. А именно: нет доливок, нет полей безопасности и т. п.

Таким образом типографии необходимо однозначно определить технические требования к макетам и неукоснительно требовать их исполнения. При этом нужно решить следующее:

  • Безусловно встроить проверку поступающих макетов в процесс выполнения заказа. Это значит резервирование времени и ресурсов под эту задачу.
  • Что делать, если макет не соответствует требованиям? Сообщить об этом заказчику или исправлять, условно снимая с себя ответственность, прописав это в условиях договора.
  • Если макет правиться, делать это безвозмездно или брать деньги?
  • Придерживаться обозначенных правил, не делая исключений.